F-35
Lightning II является последним истребителем пятого поколения,
разработанным компанией Lockheed Martin. В настоящее время от
успеха/неуспеха переговоров компании с Пентагоном по принятию
согласованной фиксированной цены зависит судьба всей программы. На этом
фоне нелишне было бы еще раз рассмотреть состояние и перспективы F-35 (использована информация голландского сайта scramble.nl).
F-35A
Этот
вариант является истребителем с обычным взлетом и посадкой CTOL
(Conventional take-off and landing) и предназначен для поставок в ВВС
США и стран-партнеров программы. Оснащен двигателем F135-PW-100. F-35A
предназначен для использования со стандартных взлетно-посадочных полос.
Внутренний запас топлива составляет 9 тонн, обеспечивающего дальность
полета без дозаправки свыше 1200 километров (без подвесных баков). Истребитель оснащен внутренней 25 мм
пушкой GAU-22. Штатной конфигурацией вооружения является размещение во
внутренних отсеках двух УР средней дальности класса «воздух-воздух» AIM-120C
и двух 2000-фунтовых бомб GBU-31B/JDAM. Вместо них возможно размещение
восьми УАБ малого диаметра GBU-39, а также широкий спектр оружия
«воздух-земля», в том числе ядерная бомба В61. Внутренний отсек оружия
может реконфигурироваться для сочетания оружия «воздух-воздух» и
«воздух-земля». Когда малозаметность не требуется, самолет может нести
во внутренних и внешних узлах подвески боевую нагрузку массой более чем
18 тысяч фунтов.
F-35B
Этот
вариант STOVL способен выполнять укороченный взлет и вертикальную
посадку (Short-takeoff/Vertical-Landing) и разрабатывается для оснащения
Корпуса морской пехоты США, а также ВВС и ВМС Великобритании, ВМС
Италии. Внутренний запас топлива составляет 7 т, обеспечивает дальность
полета более 900 км. Стандартный состав вооружения F-35B состоит, как и на F-35A, из двух УР AIM-120C и двух УАБ GBU-31B/JDAM калибра 2000 фунтов. Самолет может нести шесть УАБ малого диаметра GBU-39. 25 мм
пушка GAU-22A размещается в подвесной гондоле. Общий вес внутренней и
внешней боевой нагрузки может достигать более чем 15 тысяч фунтов.
Первый сверхзвуковой полет был выполнен 10 июня 2010 года ((достигнута
скорость 1,07 Маха на высоте 9150 м).
F-35C
Вариант
CV (Carrier based) создается для палубного базирования и предназначен
для вооружения авиации ВМС США. Самолет оснащен ТРДДФ F-135-PW-400. F-35C имеет внутренний запас топлива почти 10 тонн, обеспечивающего дальность полета свыше 1200 километров
(без подвесных баков). Крыло имеет площадь на 22% больше, чем два
вышеуказанных варианта (для снижения посадочной скорости на палубу
авианосца). Штатное вооружение также состоит из двух УР AIM-120C и двух УАБ GBU-31B/JDAM калибра 2000 фунтов.
Пушка GAU-22A может быть подвешена на самолет по мере необходимости.
Максимальная боевая нагрузка идентична F-35A и составляет более 18 тысяч
фунтов. Первый полет палубного варианта состоялся 8 июня 2010.
Линия развития F-35
Block 0
Вариант прототипа для начального развития и демонстрации возможностей планера.
Block 0,5
На
самолет установлен временный пакет стандартной авионики и программного
обеспечения. Впервые был показан 22 января 2009 (вариант F-35B, бортовой
номер BF-4). Самолет оснащен более половиной состава оборудования и
программного обеспечения создаваемого боевого варианта Block 3.
Block 1
Развитие
базовых возможностей. Один из этих самолетов был передан ВВС
Нидерландов для проведения первоначальных оперативных испытаний и оценки
IOT&E (Initial Operational Test & Evaluation).
Block 2
Дальнейшее
развитие базовых возможностей с некоторыми дополнительными опциями (нет
данных) для проведения испытаний в составе ВВС Нидерландов. Испытания
откладываются.
Block 3
Заключительный
вариант стандартной боевой машины, разработку которой планируется
завершить в 2014 году. Конфигурация (по крайней мере, публично) не
определена. По данным Lockheed Martin, этот вариант имеет РЛС с широкой
синтезированной апертурой (называется «большой SAR» - synthetic-aperture radar). Эта система будет добавлена в Block 3 наряду с применением системы узкой синтезированной апертуры.
Block 4
Улучшенная
версия предыдущего варианта, первоначальное оперативное развертывание
запланировано на 2015 год. Обновления включают в себя увеличенный ресурс
планера, улучшенную систему управления двигателем и терморегулирования.
На вариант будут интегрированы УАБ JSOW Block 3 и УР ближнего
воздушного боя AIM-9X Sidewinder Block II, а также будет установлена
усовершенствованная линия передачи данных Link 16.
Block 5
Создание
этой модификации запланировано на 2017 год и включает в себя новый
режим работы РЛС по морским целям, ИК-станцию обнаружения и
сопровождения, модернизацию системы РЭБ и размещение во внутренних
отсеках шести УР AIM-120D AMRAAM (вместо четырех AIM-120С).
Block 6
Улучшенная
версия предыдущего варианта, первоначальное оперативное развертывания
намечено на 2019 год. Планируется ввести ряд улучшений в силовую
установку, будет проведена модернизация системы РЭБ, самолет получит
способность противодействовать пассивным системам обнаружения
противника.
Block 7
Первоначальное
оперативное развертывание намечено на 2021 год. Планер этого варианта
получит улучшенную защиту от воздействия биологических и химических
видов оружия противника.